Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе еще чувствуют. Для этого необходима глубинная работа над собой. Примером необычайной работоспособности могут быть люди весьма преклонных лет. После 70 лет успешно работали многие известные ученые - М.Эйлер, К.Лаплас, Г.Галилей, Э.Кант и др. А.Гумбольд писал "Космос" с 76 до 89 лет, И.П.Павлов создал "Двадцатилетний опыт в 73 года, а "Лекции о работе больших полушарий головного мозга" - в 77 лет. Всего Иван Петрович Павлов прожил 87 лет.
Но жизнь показывает иногда, что пожилой человек может быть глубоко несчастным, одиноким, быть обузой для молодых и даже испытывать жестокое к себе обращение как в семье, так и в государственном социальном учреждении.
Чтобы отодвинуть во времени наступление старческого маразма, болезни Альцгеймера, даже если она наследственно предопределена, и других старческих недугов, связанных с психическими функциями, необходимо очень напряженно работать над собой в интеллектуальном плане (например, изучать языки, много читать, особенно сложной, специальной литературы), вообще, узнавать что-то новое, а для кого-то достаточно разгадывания кроссвордов. Творческая деятельность также способствует поддержанию мозга в хорошем состоянии, ведь если вы делаете что-то своими руками, то задействуются на полную мощь все отделы мозга.
Не нужно бояться того, что нервные клетки мозга медленно, но верно умирают с возрастом. Если пользоваться рекомендациями, изложенными выше, можно сохранить мозг в рабочем состоянии на долгие годы. Дело в том, что интенсивная интеллектуальная и творческая деятельность способствуют прорастанию отростков оставшихся сохранными нервных клеток в пустоты на место умерших клеток. Образуются новые синаптические связи. Для выживания оставшихся нейронов при формировании синапсов важную роль играет их стимуляция в виде активной интеллектуальной и творческой деятельности. В тех из них, которые подвергаются активной стимуляции, появляются новые синапсы, и они вступают во все более сложные системы коммуникаций в коре головного мозга. Нейроны, лишенные активной стимуляции, умирают.
Желаю удачи в столь нелегком труде!
Комментариев нет:
Отправить комментарий